Сегодня в ночь с 8 на 9 февраля российская Тихоокеанская эскадра была внезапно, без объявления войны, атакована на рейде японским флотом. Три наших боевых корабля получили серьёзные повреждения. Есть убитые и раненые. Это предательское нападение означает только одно: война началась. И начала её не Россия. читать дальше Это случилось ровно 112 лет назад, в ночь на 9 февраля 1904 года в Порт-Артуре - главной военно-морской базе русского Тихоокеанского флота.
Переговоры между Россией и Японией по манчжурскому и корейскому вопросам окончательно зашли в тупик, и тогда японцы решили действовать, не дожидаясь усиления русской тихоокеанской эскадры балтийскими кораблями отряда контр-адмирала А. А. Вирениуса. Приказ японского императора о начале войны с Россией был получен 6 февраля 1904 года, японские корабли покинули свои базы и направились к Порт-Артуру, по пути захватывая русские коммерческие пароходы. Из десяти японских призов, задержанных до 10 февраля, наиболее ценным оказался взятый у самого Порт-Артура пароход «Манчжурия» с грузом из 27 тыс. снарядов и других запасов для русской эскадры.
В качестве основной ударной силы было решено использовать истребители миноносцев, которым приказали ночью атаковать русские корабли, после чего успех их атаки будет закреплён утром в эскадренном бою. Ожидалось, что русские, не будут готовы к отражению внезапной атаки, понесут значительные потери и откажутся от активных действий на море.
Также планировался захват русских кораблей, находившихся в корейском порту Чемульпо и высадка там японских войск. Вечером 8 февраля основные силы японского флота подошли к острову Роунд (44 мили от Порт-Артура) и в 17.05 на мачтах флагманского броненосца "Микаса" был поднят сигнал: "По заранее назначенному плану идите в атаку. Желаю полного успеха". 1, 2 и 3-й отряды истребителей (10 кораблей) пошли к Порт-Артуру, а 4-й и 5-й отряды (8 кораблей) к Талиенвану.
Русская эскадра, недавно вернувшаяся из похода, стояла на внешнем рейде Порт-Артура в четыре линии. На "Полтаве", "Победе" и "Диане" грузили уголь, и корабли были ярко освещены. В дозоре находились миноносцы "Бесстрашный" и "Расторопный", на эскадре дежурили "Ретвизан" и "Паллада". На русских кораблях успели заметить силуэты вражеских миноносцев, и по ним был открыт огонь, тем не менее, в 23.35 броненосец "Ретвизан" получил попадание торпеды, а потом торпеды попали в броненосец "Цесаревич" и крейсер "Паллада". Поврежденные броненосцы сели на мель в проходе, а "Паллада" стала на якорь у маяка Люшинкоу. 13 матросов погибли и 32 получили отравление пороховыми газами. После атаки японские миноносцы ушли в Чемульпо.
Стоит отметить, что японцы совершили ошибку, во-первых, разделив свои истребители на две группы (4-й и 5-й отряды не обнаружили противника) и, во-вторых, атаковав русскую эскадру не сразу, а трижды (с небольшими промежутками). Их последующие нападения уже утратили внезапность, и истребители выходили в атаку под огнём русских кораблей. В результате ни один русский корабль так и не был потоплен.
Утром 9 февраля основные силы японского флота (6 броненосцев и 9 крейсеров), под командованием адмирала Х.Того, подошли к Порт-Артуру, русские броненосцы стали сниматься с якорей. В 11.05 с "Микасы" был произведён выстрел, и обе эскадры открыли огонь. Первоначально русские корабли могли вести огонь лишь из носовых башен, но в 11.20 эскадра построилась и открыла огонь правым бортом. В 11.30 в бою приняли участие русские береговые батареи № 7, 9, 13, 15, 17, 18 и "Артиллерийская". Японские корабли стали получать большое количество попаданий, и в 11.45 адмирал Того приказал повернуть на юг. Первый бой главных сил завершился.
Японцы, имевшие перевес в силах, не смогли добиться существенного успеха и покинули место боя. Командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал О.В. Старк собирался послать в атаку эскадренные миноносцы, но отказался от этого намерения, хотя минная атака, поддержанная большими кораблями, представляла серьёзную опасность для японцев. Русские броненосцы, согласно указаниям наместника, не преследовали противника, оставаясь под прикрытием крепостных батарей.
Только крейсера «Баян» (капитан 1-го ранга Р.Н. Вирен) и «Новик» (капитан 2-го ранга Н.О. Эссен) на фоне общего замешательства в начале боя сами атаковали японцев. При этом «Новик» дважды сближался на дистанцию 15-17 кабельтовых, но не был поддержан другими кораблями. «Баян» и «Новик» отвлекли на себя огонь японских кораблей и получили наиболее серьёзные повреждения. Русские корабли, принимавшие участие в бою (5 броненосцев и 5 крейсеров) провели ночь на внешнем рейде, а днём 10 февраля вошли на внутренний рейд Порт-Артура, при этом броненосец "Полтава" получил небольшое повреждение от столкновения с "Севастополем". В ходе боя получили повреждения броненосцы "Победа", "Полтава", "Петропавловск" и крейсера "Аскольд" "Баян" и "Новик". Погиб 21 нижний чин, а 4 офицера и еще 97 нижних чинов были ранены. У японцев погибло 10 человек и 67 ранено, получили повреждения броненосцы "Микаса", "Фудзи", "Сикисима", "Хацусе" и крейсер "Ивате".
Сперва атака миноносцами у Порт-Артура, и параллельно с этим атака возле гавани Чемульпо крейсера 1го ранга "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" эскадрой адмирала Уриу. Корабли под Андреевским флагом выдержали тяжелейший бой с превосходящими силами противника, и ввиду невозможности прорыва "Кореец" был взорван, а "Варяг" затоплен своим экипажем.