А невзирая на то, что официально для России Первая Мировая началась 1 августа, для флота балтийского она началась в ночь на 31 июля приказом комфлота адмирала Н.О. фон Эссена.
"15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Адмирал Эссен приказал выключить все маяки на Балтике. Император запретил начинать минные постановки. Эссен, помня о судьбе Тихоокеанской эскадры, 17 июля 1914 года на свой страх и риск решил ставить главное минное заграждение. "Адмирал Эссен волновался и считал, что все кончится тем, что германский флот прорвется и, не выставив минных заграждений, мы сможем задержать его только на несколько дней", - вспоминал потом начальник оперативной части штаба флота А.В. Колчак. Эссен послал телеграмму морскому министру: "Если не получу ответа сегодня ночью, утром поставлю заграждение". Когда поступило разрешение ставить мины, корабли уже были на позиции. В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В.Л Канин докладывал: "Согласно приказу "Ладога", "Нарова", "Амур" и "Енисей" выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45-85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут. При этом взорвалось 11 мин - всплывших не было". Все подступы к Финскому заливу были надежно закрыты.
На следующий день, 19 июля, Германия официально объявила войну России. Но когда немецкий посол Пуркалес вручал министру иностранных дел России Сазонову ноту об объявлении войны, российская столица была практически недосягаема для германских корабельных орудий. В тот же день адмирал поздравил моряков с днем, к которому они готовились всей жизнью и службой."